Одна из важнейших особенностей дополнительного образования – его нацеленность на решение проблем социальной адаптации и профессионального самоопределения обучающихся. Проблема профессиональной ориентации является особенно актуальной. Профессиональный выбор - один из важнейших, который делает человек в своей жизни. От того, как правильно он будет сделан, зависит дальнейшая успешность человека, его будущее. Дополнительное образование – уникальная возможность развития профессиональной направленности детей, формирования их профессиональных интересов. Именно дополнительное образование в силу своих особенностей становится реальной сферой самоопределения подрастающего поколения через интеграцию дополнительного и общего образования.
МБУ ДО Дом творчества Тагилстроевского района г. Нижний Тагил в июне 2012 года получил статус базовой площадки ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» по реализации инновационного образовательного проекта «Маршрут успеха», период реализации которого был рассчитан на 5 лет, с последующей пролонгацией на 2 года (свидетельство № 16, приказ директора ГБОУ СО «Дворец молодёжи» от 14.06.2012 г. №238-д, приказ 10.11.2014г. № 254). Целью проекта являлось создание инновационно-образовательной модели процесса профессионального самоопределения учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования, посредством интеграции общего и дополнительного образования.
Отличительной чертой проекта является то, что он предусматривает изучение теоретических основ в сочетании с психолого-педагогическим сопровождением по освоению алгоритма выбора профессии с участием педагога-психолога, педагогов дополнительного образования и привлечения социальных партнеров.
В июне 2019 года пилотный этап Проекта подошел к завершению с положительными результатами. Участникам проекта предложено посетить Мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills, который проходил в г. Казань. Организатором поездки выступил Дворец молодежи г.Екатеринбург. Ребята получили уникальную возможность не только прикоснуться к миру рабочих профессий, но и поучаствовать в мастер-классах. Главная цель посещения Мирового чемпионата – повысить интерес к рабочим профессиям.
В МБУ ДО ТДДТ принято решение продолжить реализацию данного Проекта, в связи с чем был разработан следующий этап, внедренческий, тема которого: «Оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся в выборе образовательно-профессионального маршрута через трансляцию инновационной образовательной модели процесса профессионального самоопределения».
Данный этап проекта предусматривает обновление (расширение) уже имеющейся модели (результата реализации пилотного проекта) системной профориентационной работы с обучающимися в условиях дополнительного образования и поэтапной реализацией через образовательный процесс посредством сетевого межведомственного взаимодействия.
За период с 2019г. по 2021 г. организована следующая работа:
1. На данном этапе произошло увеличении числа участников данного проекта, за счет привлечения обучающихся из других объединений дома детского творчества. В данный момент 135 человек, обучающихся объединений участвуют в Проекте.
2. Опыт, полученный при реализации пилотного этапа проекта распространен на более широкую аудиторию обучающихся. На сегодняшний день МБУ ДО ТДДТ имеет потенциал для развития и расширения профориентационной работы.
Поэтому с целью популяризации высококвалифицированных рабочих кадров, в которых так остро нуждается наш город, на внедренческом этапе проекта «Маршрут успеха» введен блок массовых профориентационных мероприятий (ориентированных на региональный рынок труда и востребованные профессии) с учащимися общеобразовательных организаций города Нижний Тагил и Горноуральского городского округа. В качестве одного из таких мероприятий прошел в марте 2020г. «День инженера», который получил положительные результаты участников данного мероприятия.
3. В дополнительные общеразвивающие- дополнительные общеобразовательные программы объединений, которые участвуют в Проекте включен блок «Профессиональное самоопределение», который предусматривает систематическую работу по знакомству обучающихся с миром профессий. Проходят встречи со специалистами в сфере трудоустройства и занятости населения, конкурсы рисунков и эссе, экскурсии, информационные встречи с представителями профессий, с педагогами и студентами профессиональных образовательных организаций города, посещение Дней открытых дверей. Таким образом, обучающимся предоставляется возможность прикоснуться к той или иной профессии посредством своего личного участия в проводимых мероприятиях.
4. Особое внимание в ходе реализации проекта «Маршрут успеха» уделяется досуговой деятельности через проведение педагогами-организаторами профориентационных познавательных викторин, конкурсов, игр, развивающих квестов, мероприятий патриотической направленности. В связи с присвоением нашему городу статуса - «Город трудовой доблести» в 2020 году в объединениях проводятся различные мероприятия, посвященные данной тематике.
Основная цель мероприятий – максимально помочь ребятам сориентироваться в мире профессий, определить направление своего профессионального развития. Ребята участвуют в мероприятиях, организуемых в рамках Всероссийского проекта «Za собой в профессию», во Всероссийских уроках портала ПроеКТОриЯ, городских и областных проектов «Уральская инженерная школа», «Инженер 21 века» и др.
5. Психолого-педагогическая поддержка проекта имеет особую роль. Педагогом – психологом МБУ ДО ТДДТ проводится комплекс профориентационных диагностик, направленных не только на выявление профессиональных склонностей учащихся, но и на определение ведущих черт характера, мотивов выбора профессии, а также глубокий анализ интересов и индивидуальных особенностей личности. В начале и конце учебного года для ребят проводится анкетирование. По запросам учащихся, проводятся профконсультации. На итоговом мероприятии - квест «Радуга профессий» выпускники получают сертификаты и профориентационные карты с результатами диагностик и рекомендациями по выбору профессии с учётом их индивидуальных особенностей, профессиональных предпочтений и запросов рынка труда города Н.Тагил. п
6. В ходе реализации проекта увеличивается количество социальных партнёров, Реализация инновационного проекта предусматривает социальное партнёрство с ГКУ «Центр занятости населения», Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области, ГУ МВД России по Свердловской области Межмуниципальное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации «Нижнетагильское», Центром профессиональной подготовки Главного Управления МВД России по Свердловской области, журналом «БИЗНЕС ИНФО УРАЛ», общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России», а также профессиональными образовательными организациями и предприятиями нашего города.
7. Педагоги, задействованные в Проекте постоянно повышают квалификацию, участвуют в различных конкурсах. Так, в ноябре 2020г. педагог дополнительного образования Гильмуллина Г.Р. подготовила проект «День инженера» в рамках реализации «Маршрута успеха». Итог- II место
8. Вся работа по реализации проекта «Маршрут успеха» систематически освещается на сайте учреждения, в разделе «Инновационная деятельность» Информация о реализации Проекта отражается в отчетах и мониторингах.
9. Существующая на сегодняшний день практика определяет необходимость привлечения дополнительных организационных и методологических ресурсов для проведения профориентационных мероприятий на должном уровне. Одним из путей решения данной проблемы является использование современных психодиагностических инструментариев на автоматизированной основе, с помощью которых можно будет проводить комплексное уровневое исследование обучающихся. В качестве такого инструментария планируется приобрести автоматизированную систему «Выпускник-1», которая органично вписывается в процесс интеграции образовательных программ общего и дополнительного образования.
Воспользоваться автоматизированной системой (пройти тестирование), смогут не только участники Проекта, но и обучающиеся общеобразовательных организаций Тагилстроевского района и МО Горноуральский городской округ.
Использование автоматизированной системы «Выпускник» позволит качественно провести профориентацию старшеклассников, коррекцию психических процессов, дать родителям и выпускникам соответствующие рекомендации в правильном выборе профессии.
Для приобретения данного автоматизированного комплекса необходимо привлечение дополнительных финансовых средств (средства субъекта РФ, грантовые средства и др.). В 2021 году планируется участие в грантовом конкурсе Евраза «Город друзей – Город идей»
Таким образом, комплекс мероприятий, проведённых в рамках реализации проекта, способствует личностному развитию учащихся, формированию у них способности соотносить индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии и запросами рынка труда города. Проект «Маршрут успеха» позволяет его участникам пройти через профессиональные пробы, составить личный профессиональный план, сформировать портфолио, индивидуальную диагностическую профкарту и, как итог, выбрать подходящую профессиональную образовательную траекторию.
|